Урал в Новое время
Первую четверть 18 века называют эпохой преобразований Петра I. Новаторская деятельность Петра положительно сказалась на развитии горнозаводской промышленности на Урале. В это время Россия вела борьбу с Турцией за Азов, надвигалась война со Швецией. Поэтому нужно было спешить с созданием новых металлургических заводов. Присланные в Москву в 1696 году верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым. После этого в 1699 году было начато строительство казённого Невьянского чугунно-плавильного и железноделательного завода. Из первого же полученного железа Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их царю и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова, с той поры Н.Д.Антуфьев и его потомки получили фамилию Демидовых. Затем стали основываться и другие доменные заводы..
Первые металлургические заводы появились на восточном склоне Среднего Урала, который можно назвать колыбелью металлургической промышленности Урала. Уже в тридцате годы XYIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим районом страны. На западном склоне Урала стали образовываться медеплавильные заводы. С пятидесятых годов XYIII века горнозаводская промышленность появилась и на Южном Урале. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд.
Металлургия того времени требовала большого количества рабочей силы, так как все производственные процессы основывались на тяжелом физическом труде.
В начале XYIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н.Татищев. Он первым стал изучать и описывать природу, хозяйство и быт населения Среднего Урала. Под его руководством проводились розыски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги.
С развитием хозяйства Урала росло и население. За девяносто лет (с 1710 по 1800 год) оно увеличилось в шесть раз. Все это повлекло за собой развитие ярмарочной торговли. Крупным торговым центром стал Оренбург, а также Ирбит.
В первой половине XIX века металлургическая промышленность Урала вступила в полосу застоя. Значение уральского металла на мировом рынке понизилось. Более быстрыми темпами в этот период развивалась добыча золота, платины.
Тяжелой была жизнь рабочих и приписных крестьян на Урале. Работные люди, как их тогда называли, жили в условиях нищеты. Невыносимые условия создавали почву для волнений и восстаний заводского населения. Особенно активное участие трудящиеся массы Урала приняли в крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева. Под знамена Пугачева вставали все обиженные и угнетенные: русские и башкиры, татары и мордва, чуваши и марийцы.
Крупные волнения были накануне 1861 года на заводах Сысертского округа, на Березовских золотых приисках, на Кыштымском, Ревдинском и других заводах.
В первой половине XIX века развитие получили металлообработка и машиностроение. Исстари заслуженной славой пользовались уральские художественные изделия из цветных и драгоценных камней. На Урале сформировались замечательные кадры мастеров-художников, искусство которых воспето в лучших сказах П.Бажова. Мастера передавали свои навыки из поколения в поколение. Ими были созданы изумительные произведения гранильного и камнерезного искусства. Повсюду известны уральские драгоценные камни и камни-самоцветы. Это зеленые изумруды, кроваво-красные рубины, фиолетовые аметисты, голубые топазы. Цветные камни Урала (малахит, яшма, орлец, мрамор) украшают памятники русского зодчества и современные сооружения, например, зал Московского метрополитена.
В дореволюционный период начала развиваться и химическая промышленность (Полевской и Пермский сернокислотные заводы).
В сельском хозяйстве после реформы 1861 года сохранились пережитки крепостничества. В руках помещиков, землевладельцев, купцов было сосредоточено 48 процентов земли. Огромные массы крестьянства страдали от безземелья. Но торговое земледелие и животноводство росли, посевные площади расширялись. Некоторое оживление в экономическую жизнь края внесло строительство железных дорог. Первая железная дорога Самара - Оренбург (1874-1877гг.) соединила южное Предуралье с центральными районами страны. Были сооружены и другие важные железнодорожные пути. Это оказало заметное влияние на экономику Урала, следствием чего стали расширение горнозаводской промышленности и подъем сельского хозяйства.
После реформы 1861 года усилилось изучение богатств Урала. Значительные исследования были проведены в области геологии и минералогии. В них принимали участие видные русские ученые. Немаловажная роль во всестороннем изучении Урала принадлежала Уральскому обществу любителей естествознания, возникшему в Екатеринбурге в 1870 году. В числе активных членов общества был писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк. В эти годы изучались недра, почвы, растительный и животный мир Урала. Также исследовалась жизнь людей и хозяйство края. Большая заслуга в изучении горнозаводской промышленности Урала принадлежит Д.И.Менделееву.
В конце XIX века рабочее движение на Урале принимает широкий массовый характер. Растет число стачек, возникают социал-демократические кружки в Перми, Уфе, Кунгуре, Екатеринбурге. В 1904 году была оформлена Уральская областная организация РСДРП. Летом 1905 года волна забастовок охватила почти все крупнейшие заводы Урала. Руководителем уральских большевиков в этот период был Я.М.Свердлов.
Весть о свержении самодержавия в 1917 году быстро облетела весь Урал. Советы объявили себя единственными органами власти. В 1918 году Урал был охвачен пламенем гражданской войны. Вначале пришлось бороться против белогвардейского атамана Дутова. Потом на территории Урала начал военные действия чехословацкий корпус под командованием контрреволюционного офицерства. В 1919 году адмирал Колчак захватил Сибирь и Урал, после чего направился к Волге. В конце это же года его войска были разбиты. Урал стал основной базой снабжения военной промышленности металлом, а фронта - оружием и боеприпасами.
В 1926 году восстановление хозяйства после войны было закончено. Старые уральские предприятия вооружались новой техникой, возводились новые заводы, электростанции, улучшилось транспортное обслуживание Урала.
Сильно выросла роль Урала в период Великой Отечественной войны. Десятки тысяч мужчин добровольно ушли на фронт. На Урал было эвакуировано более четырехсот пятидесяти промышленных предприятий со всей страны. За четыре годы войны выпуск продукции увеличился почти в четыре раза. Вся мощь индустрии была направлена на нужды фронта. Урал стал главным арсеналом Красной армии.