Среда
18.12.2024
11:12
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Мини-рекламный-чат
Друзья сайта
  • Информационный портал "Регион59" Березники
  • Домашняя гостиница "Регион 59 Березники"
  • Частная юридическая практика.
  • Автокомплекс "АРКАДА"
  • "Импульс"
  • Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 13
    Пользователей: 0

    GOLD KLAD

    Часть вторая IV

    IV


    Арефа был совершенно счастлив, что выбрался жив из Баламутского
    завода. Конечно, все это случилось по милости преподобного Прокопия: он
    вызволил грешную дьячковую душу прямо из утробы земной. Едет Арефа и
    радуется, и даже смешно ему, что такой переполох в Баламутском заводе и что
    Гарусов бежал. В Служней слободе в прежнее время, когда набегала орда,
    часто такие переполохи бывали и большею частью напрасно. Так, бегают,
    суетятся, галдят, друг дружку пугают, а беду дымом разносит.
    - Нет, Гарусом-то какого стрекача задал! - говорил Арефа своей кобыле.
    - Жив смерти, видно, боится... Это его преподобный Прокопий устигнул: не
    лютуй, не пей чужую кровь, не озорничай. Нет, брат, мирская-то слеза
    велика...
    Отъехав верст двадцать, Арефа свернул в лесок покормить свою кобылу.
    "Ведь вот тварь, а чувствует, что домой идет, и башкой вертит". Прилег
    Арефа на травку, а кобыла около него ходит да травку пощипывает. "Хорошо бы
    огонек разложить, да страшно: как раз кто-нибудь наедет на дым, и повернут
    раба божия обратно в Баламутский завод. Нет, уж достаточно натерпелся за
    свою простоту".
    - Эх, перекусить бы малую толику! - вслух думал Арефа. - Затощал
    вконец... Ну, да потерплю, а там дьячиха Домна Степановна откормит. Хорошо
    она заказные блины печет... Ну и редьки с квасом похлебать тоже отлично.
    Своя редька-то... А то рыбка найдется солененькая: карасики, максунинка...
    Да еще капустки пластовой прибавить, да кашки пшенной на молочке, да
    взварцу из черемухи, да вишенки...
    От этих суетных мыслей у Арефы окончательно подвело живот. Лучше уж не
    думать, не тревожить себя напрасно.
    Не успел Арефа передумать своих голодных мыслей, а хлеб сам пришел к
    нему. Лежит Арефа и слышит, как сучок хрустнул. Потом тихо стало, а потом
    опять шелест по траве. Чуткое дьячковское ухо, сторожливое, потому как
    привык сызмала в орде беречься: одно ухо спит, а другое слушает.
    "Башкирятин кобылу скрасть хочет", - подумал Арефа и успокоился: не
    таковская кобыла, чтобы чужого человека подпустить.
    И кобыла тоже учуяла, насторожилась и храпнула. Тоже степная тваринка,
    не скоро возьмешь... А человек действительно подкрадывался. Он долго
    разглядывал лежавшего на земле дьячка, спрятавшись за деревом.
    - Ну, чего ты воззрился-то? - окликнул его Арефа. - Добрый человек,
    так милости просим на стан, а худой, так проходи мимо... У меня разговор
    короткий...
    В сущности, Арефа струхнул, а напустил на себя храбрость для
    видимости: ночью-то не видно. Таинственный человек еще раз огляделся кругом
    и подошел. Это был плечистый мужик в рваном зипуне и рваной шляпенке.
    - Вот што, мил человек, - заговорил он, подсаживаясь к Арефе, - едешь
    ты на кобыле один, а нам по пути...
    - Н-нн-но?
    - Верно тебе говорю... Я от Гарусова с заводу бежал. Погони боюсь.
    Арефа почесал за ухом и прикинулся, что не узнал по голосу, что за
    птица налетела. Он и в темноте сразу узнал самого Гарусова, хотя он и был
    переодет. Вот он, хороняка и бегун, где шляется... Но главное внимание
    Арефы обратила на себя теперь отдувавшаяся пазуха самозваного бегуна, и
    дьячок даже понюхал воздух.
    - Знаешь сказку, мил человек, - заговорил Арефа, - поедешь налево -
    сам сыт, конь голоден, поедешь направо - конь сыт, сам голоден.
    Мужик засмеялся и достал из-за пазухи здоровую краюху хлеба. Арефа
    только перекрестился: господь невидимо пищу послал. Потом он переломил
    краюху пополам и отдал одну половинку назад.
    - Какой ты добрый на чужое-то, - засмеялся мужик. - Тоже, видно, от
    Гарусова бежишь?
    - Ну, мы с Гарусовым-то душа в душу жили, - отшучивался Арефа, уплетая
    хлеб за обе щеки. - У нас все пополам было: моя спина - его палка, моя шея
    - его рогатка, мои руки - его руда... Ему ничего не жаль, и мне ничего не
    жаль. Я, брат, Гарусовым доволен вот как... И какой добрый: душу оставил.
    Арефу забавляло, что Гарусов прикинулся бродягой и думал, что его не
    признают: от прежнего зверя один хвост остался. Гарусов в свою очередь тоже
    признал дьячка и решил про себя, что доедет на его кобыле до монастыря, а
    потом в благодарность и выдаст дьячка игумену Моисею. У всякого был свой
    расчет.
    - Утро вечера мудренее, мил человек, - говорил Арефа. - Ужо кобыла
    отдохнет, на брезгу и поедем.
    Ночью, однако, никому не спалось. Они караулили друг друга, чтобы один
    без другого не уехал на кобыле. Под утро они притворились, что спят, и
    Гарусов храпел, как зарезанный. Арефа, наконец, поднялся и поймал кобылу.
    Когда они сели верхом, дьячок проговорил:
    - Бит небитого везет.
    - А ты как знаешь?
    - Рожа у тебя толстая... Закормил, видно, Гарусом-то с осени. Вишь,
    как нащечился!
    - А тебя Гарусом-то, видно, мало еще бил. Вон как язык болтается!
    Так они и поехали вместе, как лучшие друзья, и только кряхтела одна
    кобыла. Дьячок сидел впереди и правил, а Гарусов сидел за ним. Арефа ехал и
    в умилении думал о том, как господь смиряет гордыню и превозносит убогих.
    Вот хоть сейчас, стоит захотеть, и Гарусов пойдет пешком... Дорогой от
    нечего делать они болтали о разных разностях и подшучивали друг над другом.
    Здесь же в первый раз Арефа услыхал, что проявился в казаках не прост
    человек, прозвищем Пугач, и что этот человек принял на себя августейшую
    персону государя Петра III. Молва уже облетела по казачьим уметам и
    станицам, перекинулась в орду и дошла до заводов. Бунтовали пока ближние
    башкиришки, которые грозились пожечь русские селения. К ним пристал разный
    сброд, шатавшийся по дорогам. Казакам тоже верить нельзя - эти продадут.
    Арефа только качал своею маленькою головкой, припоминая, о чем болтали
    рабочие на руднике. Конечно, Гарусов не все рассказывает, а бежал он
    неспроста. Едут на одной кобыле, а мысли разные. Дорога была пустынная, а
    где попадалась деревушка, они объезжали ее стороной.
    Так они ехали целый день и заночевали в лесу. Теперь до монастыря
    оставалось полтора дня ходу.
    - Только бы до монастыря добраться, - повторял Арефа, укладываясь
    спать. - Игумен Моисей травником угостит... а то и шелепов не пожалеет. Он
    простоват, игумен-то...
    - Ах ты, шиликун! - смеялся Гарусов. - Прост игумен?..
    - С Гарусовым два сапога - пара... И любят друг дружку, водой не
    разольешь.
    Друзья крепко спали, когда пришла нежданная беда. Арефа проснулся
    первым, хотел крикнуть, но у него во рту оказался деревянный "кляп", так
    что он мог только мычать. Гарусов в темноте с кем-то отчаянно боролся, пока
    у него кости не захрустели: на нем сидели четверо молодцов. Их накрыл
    разъезд, состоящий из башкир, киргизов и русских лихих людей. Связанных
    пленников посадили на кобылу и быстро поволокли куда-то в сторону от
    большой дороги. Арефа и Гарусов поняли, что их везут в "орду".
    "Ох, съедят мою кобылу башкиришки!" - думал Арефа в горести.
    Гарусов и Арефа знали по-татарски и понимали из отрывочных разговоров
    схвативших их конников, что их везут в какое-то стойбище, где большой сбор.
    Ох, что-то будет?.. Всех конников было человек двадцать, и все везли в
    тороках награбленное по русским деревням добро, а у двоих за седлами
    привязано было по молоденькой девке. У орды уж такой обычай: мужиков
    перебьют, а молодых девок в полон возьмут.
    Так они ехали два дня и всего один раз пленникам дали напиться воды.
    Особенно страдал Гарусов. Лицо у него даже почернело, а оба глаза были
    подбиты. Отряд шел к стойбищу напрямик, по степной сакме. Лес и горы
    остались далеко назади. За пленниками усиленно следили, чтоб они не могли
    между собой разговаривать. Выехали на стойбище только на третий день к
    вечеру. Издали в степи показалось яркое зарево горевших костров. Навстречу
    вылетела стая высоких киргизских псов, а за ними прискакали другие конники.
    Все окружили пленников, осматривали их, щупали руками и всячески
    издевались. Особенно доставалось Арефе за его дьячковскую косицу.
    На стойбище сбилось народу до двух тысяч. Тут были и киргизы, и
    башкиры, и казаки, и разные воровские русские люди, укрывавшиеся в орде и
    по казачьим станицам. Не было только женщин и детей, потому что весь этот
    сброд составлял передовой отряд. Пленников привязали к коновязям, обыскали
    и стали добывать языка: кто? откуда? и т.д. Арефа отрывисто рассказал свою
    историю, а Гарусов начал путаться и возбудил общее подозрение.
    - Повесить их! - кричали голоса. - Они нас подведут при случае!
    - Повесить успеем всегда, - спорил кто-то, - а надо из них правды
    добыть... На угольках поджарить али водой холодной полить: развяжут язык-то
    скорее.
    К счастью Арефы, его опознал какой-то оборванец, бывший в
    Прокопьевском монастыре. Сейчас же его развязали и пустили на волю, то есть
    он оставлен был при шайке вместе с другими пленниками, которых было за сто
    человек. "Орда" давно бы передушила их всех, да не давали в обиду свои
    казаки, которые часто вздорили с "ордой". От этих пленников, набранных с
    разных мест, Арефа узнал досконально положение дела. О батюшке Петре
    Федорыче говорили везде, и все бежали к нему: сила у него несметная и всем
    жалует волю. Одно смущало Арефу, что Петр Федорыч очень уж мирволил
    двоеданам и, как сказывали, сам крестился раскольничьим двуперстием. Второе
    было то, что казаки сыспокон веку смуту разводили, и верить им было нельзя.
    Продувной народ, особенно на Яике. Одних беглых сколько укрывалось по
    казачьим землям, раскольников и всяких лихих людей. А тут вдруг батюшка
    Петр Федорыч объявился в казаках... Как будто оно и не совсем похоже.
    Гарусову досталось от казаков. Его не признали за настоящего мужика и
    долго пытали, что за человек. Но крепок был Гарусов - все вынес. И на огне
    его припекали, и студеною ключевою водой поливали, и конским арканом пытали
    душить. Совсем зайдется, посинеет весь, а себя не выдает. Арефа не один раз
    вступался за него, не обращая внимания на тумаки и издевательства.
    - Ты заодно с ним, дьячок?.. Вместе на кобыле-то ехали...
    - Неизвестный мне человек, - уверял Арефа. - Мало ли шляется по
    нонешним временам беспризорного народу. С заводов, грит, бежал.
    - Смотри, дьячок, худо будет.
    Особенно досталось Гарусову, когда он наотрез отказался есть
    кобылятину. Казаки хоть и считались по старой вере, а ели конину вместе с
    "ордой", потому что привыкли в походах ко всему. Арефа хоть и морщился, а
    тоже ел, утешая себя тем, что "не сквернит входящее в уста, а исходящее из
    "уст". Гарусов даже плюнул на него, когда увидел.
    - Ужо вот я скажу игумну-то Моисею, - пригрозил он. - Он из тебя всю
    душу вытрясет.
    - А ты помалкивай лучше, кабы я чего не сказал, - ответил Арефа. -
    Ворочусь в монастырь и сам замолю свои грехи.
    На стойбище простояли близко двух недель. А потом налетели казаки и
    увели своих. Пленные остались с одной "ордой". Вести были получены
    невеселые, и стойбище волновалось из конца в конец. Только одни пленные не
    знали, в чем дело. Скоро, впрочем, выяснилось, что и "орда" тоже снимается
    в поход. Сборы были короткие: заседлали коней, связали в торока разный
    скарб - и все тут. Пленных повели пешком, одною кучею, под прикрытием пяти
    джигитов, подгонявших отстававших нагайками. Страшнее этого Арефа ничего не
    видал. Немилостивая "орда" не знала пощады и заколачивала нагайками
    насмерть. Кормили тоже плохо, и пленные едва держались на ногах. Арефа всех
    лечил, перевязывал раны и вообще ухаживал за больными. Благодаря этой
    доморощенной медицине он спас и свою кобылу. Правда, что он валялся в ногах
    у немилостивой "орды", слезно плакал и, наконец, добился своего.
    - Ну, потом съедим твою кобылу, - в виде особенной милости согласился
    главный вожак, тоже лечившийся у Арефы.
    - А как я без кобылы к апайке* покажусь?.. - объяснял Арефа со своей
    наивностью. - Как к ней пешком-то ворочусь?
    ______________
    * Апайка - жена. (Прим. Д.Н.Мамина-Сибиряка.)

    Две недели брели по степи, пока добрались до русской селитьбы. Из
    пленных едва уцелела "любая половина". А там пошла новая потеха: "орда"
    кинулась на русские деревни с особенным ожесточением, все жгла, зорила, а
    людей нещадно избивала, забирая в полон одних подростков-девушек. Кровь
    лилась рекой, а "орда" не разбирала, - только бы грабить. В виде
    развлечения захваченных пленных истязали, расстреливали из луков и
    предавали самой мучительной смерти. Испуганные жители не знали, в какую
    сторону им бежать. А впереди везде по ночам кровавыми пятнами стояло зарево
    пожаров...
    Пленных было так много, что "орде" наскучило вешать и резать их
    отдельно, а поэтому устраивали для потехи казнь гуртом: топили,
    расстреливали, жгли. Раз Арефа попался в такую же свалку и едва ушел жив.
    "Орда" разграбила одну русскую деревню, сбила в одну кучу всех пленных и
    решила давить их оптом. Для этого разобрали заплот у одной избы, оставив
    последнее звено. На него в ряд уложили десятка полтора пленных, так что у
    всех головы очутились по другую сторону заплота, а шеи на деревянной плахе.
    Сверху спустили на них тяжелое бревно и придавили. Это была ужасная
    картина, когда из-под бревна раздались раздирающие душу крики, отчаянные
    вопли, стоны и предсмертное хрипение. "Орда" выла от радости... Не все
    удавленники кончились разом. К общему удивлению, в числе удавленников
    оказался и дьячок Арефа. Он оказался живым благодаря своей тонкой шее.
    - Ах ты, шайтан! - удивлялись башкиры, освобождая его из общей массы
    мертвых тел. - Да как ты-то попал?
    Арефа со страху ничего не мог ответить, а только моргал. Его сильно
    помяли, и он дня три не мог произнести ни одного слова, а потом отошел.
    Этот случай всех насмешил, даже пленных, ожидавших своей очереди.
    - Вызволил преподобный Прокопий от неминучей смерти, - слезливо
    объяснял Арефа. - Рядом попались мужики с толстыми шеями, - ну, меня и не
    задавило. А то бы у смерти конец...
    Все эти ужасы были только далеким откликом кровавого замирения
    Башкирии, когда русские проделывали над пленными башкирами еще большие
    жестокости: десятками сажали на кол, как делал генерал Соймонов под
    Оренбургом, вешали сотнями, отрубали руки, обрезывали уши, морили по
    тюрьмам и вообще изводили всяческими способами тысячи людей. Память об этом
    зверстве еще не успела остыть, и о нем пели заунывные башкирские песни,
    когда по вечерам "орда" сбивалась около огней. Всех помнила эта народная
    песня, как помнит своих любимых детей только родная мать: и старика Сеита,
    бунтовавшего в 1662 году, и Кучумовичей с Алдар-баем, бунтовавших в 1707
    году, и Пепеню с Майдаром и Тулкучурой, бунтовавших в 1736 году. Много их
    было, и все они полегли за родную Башкирию, как ложится под косой зеленая
    степная трава.
    Курились башкирские огоньки, а около них башкирские батыри пели
    кровавую славу погибшим бойцам, воодушевляя всех к новым жестокостям. Кровь
    смывалась кровью... У Арефы сердце сжималось, когда башкиры затягивали эти
    свои проклятые песни.


    V