Среда
18.12.2024
10:59
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Мини-рекламный-чат
Друзья сайта
  • Информационный портал "Регион59" Березники
  • Домашняя гостиница "Регион 59 Березники"
  • Частная юридическая практика.
  • Автокомплекс "АРКАДА"
  • "Импульс"
  • Статистика

    Онлайн всего: 17
    Гостей: 17
    Пользователей: 0

    GOLD KLAD

    Часть первая VII

    VII


    Воевода Полуект Степаныч остался в монастыре, чтобы вынести
    "послушание" на глазах у игумена. Утром на другой день его разбудил келарь
    Пафнутий.
    - Вставай, Полуект Степаныч... Игумен уж тебя ждет во дворе.
    - О господи, господи! - взмолился усторожский воевода, соображая
    предстоящий позор. - И до чего я дожил?
    - Оболокайся, воевода. Игумен у нас не больно-то любит ждать, а то еще
    на поклоны поставит.
    Нечего делать, пришлось подниматься ни свет ни заря, и старый воевода
    невольно вспомнил свое Усторожье, где спал вволю и никого не боялся. Келарь
    принес с собой затрапезный кафтанишко и помог его надеть.
    - Ну вот, теперь совсем, - повторял келарь, оглядывая воеводу в новом
    наряде.
    - А ты чему обрадовался, долгогривый? - обозлился воевода. - Вот
    возьму да и не пойду...
    - Воеводушка, не кобенься ты ради Христа, - уговаривал испугавшийся
    келарь. - И тебе и мне достанется...
    Приземистый, курносый, рябой и плешивый черный поп Пафнутий был общим
    любимцем и в монастыре, и в обители, и в Служней слободе, потому что имел
    веселый нрав и с каждым умел обойтись. Попу Мирону он приходился сродни, и
    они часто вместе "угобжались от вина и елея". Угнетенные игуменом шли за
    утешением к черному попу Пафнутию, у которого для каждого находилось
    ласковое словечко.
    - А ежели народ пойдет в церковь да меня увидит в затрапезном-то
    одеянии? - спрашивал воевода уже в дверях.
    - Никто не увидит, воеводушка... будний день сегодня, кому в монастырь
    идти, окромя своих же монастырских?
    - Достаточно и монастырских.
    Игумен гулял в саду, когда пришел воевода.
    - Вот тебе метелка, - сурово проговорил игумен, показывая на стоявшую
    в уголке метлу. - Я пойду к заутрене, а ты тут все прибери. Да, смотри, не
    ленись... У меня из алтаря все будет видно.
    Сказал и ушел, а воевода остался с метлой в руке. Огляделся он кругом
    - никого, слава богу, нет. Монахи уже прошли в церковь. И принялся Полуект
    Степаныч за свою работу, только метелка свистит. Из церкви монашеское пенье
    несется, и легко стало у воеводы на душе: что же, привел господь в
    монастырских служках поработать... Метет Полуект Степаныч и слышит за собой
    легкие знакомые шаги. Оглянулся, а это Дарья Никитишна идет в церковь,
    идет, а сама и глаза опустила, будто ничего не замечает. Опять горько стало
    воеводе... Присел он на лавочке и пригорюнился.
    - Эй, чего расселся, ленивый раб?
    Это крикнул игумен в свое окошечко из алтаря.
    Опять работает воевода, даже вспотел с непривычки, а присесть боится.
    Спасибо, пришел на выручку высокий рыжий монах и молча взял метелку.
    Воевода взглянул на него и сразу узнал вчерашнего ставленника, - издали
    страшный такой, а глаза добрые, как у младенца.
    - Эге, да это тебя вчера... тово? - обрадовался воевода.
    - Видно, меня...
    Плохая была воеводская работа, и новый монашек показал ему, как надо
    было по-настоящему делать. Потом повел он воеводу в оранжерею и там показал
    все. Славный такой монашек, и воевода про себя даже пожалел его.
    - Трудно тебе будет в монастыре, Гермоген?
    - И в миру не легко... По крайности здесь одному богу послужу, а на
    миру больше маммоне служат да своему лакомству. И игумен у нас строгий, не
    даст поблажки.
    Воевода проработал в саду вплоть до обеда, пока игумен не послал за
    ним.
    - Ну, и умаял ты меня, владыка, - ворчал Полуект Степаныч. - Пожалуй,
    не обрадуешься твоему-то послушанию... Хоть бы ворота в монастырь велел
    запереть, а то даве гляжу, моя Дарья Никитишна идет. Страм...
    - Ты у меня поговори... Не хочешь на хлебе да на воде неделю высидеть?
    А то и похуже будет: наших монастырских шелепов отведаешь...
    Не стерпел обиды Полуект Степаныч и обругал игумена по своему
    воеводскому обычаю, а игумен запер его в своей келье, положил ключ себе в
    карман и ушел к вечерне. Тут уж зло-горе взяло воеводу, и начал он ломиться
    в дверь и лаять игумена неподобными словами, пока не выбился из сил. А
    игумен воротился из церкви и спрашивает через дверь:
    - Будешь еще борзость свою показывать да лаять меня?
    - Ох, владыка, прости ты меня, многогрешного! Не я тебя лаял, а
    напущено на меня проклятым дьячком...
    - Не заговаривай зубов: поумней тебя найдутся.
    Тяжело достался первый день монастырского послушания усторожскому
    воеводе, а впереди еще целых шесть дней, - на неделю зарок положен
    игуменом. Всплакался Полуект Степаныч, а своя воля снята...
    Другой день послушания как будто был полегче: в каларне пришлось с
    братией постные монастырские щи варить да кашу. Все же не на виду у всех и
    не с метлой. Третий день воевода провел на скотном дворе, - тоже ничего.
    Добрая скотинка у игумена Моисея, кормная и береженая. На четвертый день
    Полуект Степаныч звонил на колокольне, и это ему больше всего понравилось:
    никто его не видит, а ему всех видно. Любовался он и рекой Яровой, и
    Служнею слободою, и Дивьею обителью и с тоской глядел на дорогу в свое
    Усторожье. Ох, убраться бы поскорее из монастыря домой... Будет,
    напринимался всего. Но не так думал игумен Моисей и приготовил еще
    испытание воеводе: поставил его вратарем. Тут уж не увернешься: у всех на
    виду, как глаз во лбу.
    "Уж постой, игуменушко, перетерплю я у тебя все, да и ты меня
    попомнишь! - думал про себя воевода, низко кланяясь проходившим в ворота
    богомольцам. - Дай только ослобониться".
    "Лаять" игумена в глаза Полуект Степаныч не смел, а то и в самом деле
    монастырских шелепов отведаешь, как дьячок Арефа.
    Стоит воевода у ворот и горюет, а у ворот толкутся нищие, да калеки,
    да убогие, кто с чашкой, кто с пригоршней. Ближе всех к новому вратарю
    сидит с деревянною чашкою на коленях лысый слепой старик, сидит и
    наговаривает:
    - Попал сокол в воронье гнездо... Забыл свою повадку соколиную и
    закаркал по-вороньему. А красная пташка, вострый глазок, сидит в
    бревенчатой клетке, сидит да горюет по ясном соколе... Не рука соколу
    прыгать по-воробьиному, а красной пташке убиваться по нем...
    - Ты это што бормочешь-то? - удивился Полуект Степаныч, прислушиваясь.
    - Я-то бормочу, а другой послушает... У слепого язык вместо глаз:
    старую хлеб-соль видит. А вот зачем зрячие слепнями ходят?
    Этими словами слепой старик точно придавил вратаря. Полуект Степаныч
    узнал его: это был тот самый Брехун, который сидел на одной цепи с дьячком
    Арефой. Это открытие испугало воеводу, да и речи неподобные болтает слепой
    бродяга. А сердце так и захолонуло, точно кто схватил его рукой... По каком
    ясном соколе убивается красная пташка?.. Боялся догадаться старый воевода,
    боялся поверить своим ушам...
    - Завтра по вечеру красная пташка вылетит, а за ней взмоет ясен
    сокол... Тут и болтовне конец, а я глазами послушал, ушами поглядел, да
    сижу-посижу, ничего не знаю.
    В руке Брехуна звякнули два серебряных рубля. Он поднялся, взял свою
    чашку, длинную палку и пошел к Служней слободе, а воевода стоял, смотрел
    ему вслед и чувствовал, как перед ним ходенем ходит вся Служняя слобода,
    Яровая, и лес за Яровой, и горы. И страшно ему и радостно... Проводив
    глазами слепца, Полуект Степаныч припомнил обещания дьячка Арефы
    относительно приворота. Вот оно когда сказалось! Захолонуло на душе у
    воеводы: погибал он окончательно... Теперь прощай и воеводша, и грозный
    игумен Моисей, и монастырское послушание, и нескверное воеводское житие.
    Красные круги заходили в глазах у Полуекта Степаныча.
    К вечеру воевода исчез из монастыря. Забегала монастырская братия,
    разыскивая по всем монастырским щелям живую пропажу, сбегали в Служнюю
    слободу к попу Мирону, - воевода как в воду канул. Главное дело, как
    объявить об этом случае игумену? Братия перекорялась, кому идти первому, и
    все подталкивали друг друга, а свою голову под игуменский гнев никому не
    хотелось подставлять. Вызвался только один новый ставленник Гермоген.
    - Я пойду объявлюсь, братие, - говорил он со смирением.
    - Захотел на конюшню, видно, попасть, брат Гермоген? Не знаешь ты
    игумна, каков он под сердитую руку...
    - А уж што бог даст, - повторял Гермоген.
    Братию вывел из затруднения келарь Пафнутий, который вечером вернулся
    от всенощной из Дивьей обители. Старик пришел в одном подряснике и без
    клобука. Случалось это с ним, когда он в Служней слободе у попа Мирона
    "ослабевал" дня на три, а теперь келарь был чист, как стеклышко. Обступила
    его монашеская братия и немало дивилась случившейся оказии.
    - Да куда у тебя одеяние-то девалось, отец честной?
    - Не знаю, - хмуро отвечал келарь. - После вечерни зашел проведать
    игуменью Досифею, ну, и снял рясу и клобук: зело жарко было. Посидел малое
    время, собрался домой, - нет моей ряски и клобука. Уж искали-искали, всю
    обитель вверх ногами поставили, а пропажи не нашли.
    Благоуветливые иноки только качали головами и в свою очередь
    рассказали, как из монастыря пропал воевода, которого тоже никак не могли
    найти. Теперь уж совсем на глаза не показывайся игумену: разнесет он в
    крохи благоуветливую монашескую братию, да и обительских сестер тоже. Тужат
    монахи, а у святых ворот слепой Брехун ведет переговоры со
    служкой-вратарем.
    - Вот, служка, нашел я находку, - говорил Брехун, подавая монашескую
    рясу и клобук. - Не мирского дела одежда, а валяется на дороге. Соблазн бы
    пошел на братию, кабы натакался на нее мирской человек, - ну, а я-то,
    пожалуй, и помолчу...
    - Да как ты нашел, когда ты и видеть не можешь?
    - Видеть не вижу, а глаз все-таки есть, - посмеялся Брехун, показывая
    свой черемуховый посошок. - Я-то иду, а глаз впереди меня...
    Усомнился вратарь в подлинных словах слепца, запер врата и понес
    находку в кельи, а там келарь Пафнутий о своем клобуке чуть не плачет.
    Сразу узнал он свое одеяние. Кинулись монахи к воротам, а от Брехуна и след
    простыл.
    - Наваждение! - шептал келарь Пафнутий, разглядывая свой клобук. -
    Кому понадобилось?.. А горше всего, ежели игумен Моисей вызнает...
    Острамился келарь на старости лет: скажут, в Дивьей обители клобук потерял!
    Пока благоуветливые иноки судили да рядили, в Дивьей обители шла
    жестокая переборка. Этакого сраму не видно было, как поставлены обительские
    стены... Особенно растужилась игуменья Досифея и даже прослезилась: живьем
    теперь съест Дивью обитель игумен Моисей.
    - Не без того это дело вышло, матушка, што нечистая сила объявилась в
    обители, - объясняла сестра-келарша Маремьяна. - Попущение божецкое на
    святую обитель...
    Всего удивительнее было то, что сестра-вратарь клятвенно уверяла, как
    своими глазами видела выходившего в обительские врата келаря Пафнутия, -
    два раза он выходил и в первый раз ушел в рясе и в клобуке.
    - Дьявольское прещение бысть, - объясняла келарша. - Не мог он два
    раза выходить, когда сидел у матушки игуменьи в опочивальне.
    Когда первая суматоха прошла, хватились Охони, которой и след простыл.
    Все сестры сразу поняли, куда девались ряска и клобук черного попа
    Пафнутия: проклятая девка выкрала их из игуменской кельи, нарядилась
    монахом, да и вышла из обители, благо темно было.
    Это предположение подтвердилось, когда на другой день утром сестры
    узнали, как пропал из монастыря воевода Полуект Степаныч и как ночью слепец
    Брехун принес монашеское одеяние черного попа Пафнутия.
    - Девки-поганки дело, - решила и мать игуменья. - Не инако могло быть,
    как через нее. Она, поганка, переиначила себя в честный образ мниха...
    То-то, кыргызское отродье, посмеялась над святою обителью. Сорому не
    износить теперь...
    А слепец Брехун ходил со своим "глазом" по Служней слободе как ни в
    чем не бывало. Утром он сидел у монастыря и пел Лазаря, а вечером переходил
    к обители, куда благочестивые люди шли к вечерне. Дня через три после
    бегства воеводы, ночью, Брехун имел тайное свидание на старой монастырской
    мельнице с беломестным казаком Белоусом, который вызвал его туда через
    одного нищего.
    - Где Охоня? - повторял Белоус, схватив Брехуна за горло. - Ты все
    знаешь. Сказывай!..
    - Где ей быть, окромя Усторожья?.. Вместе с воеводой Полуектом
    Степанычем бежала. Пали слухи, что Полуект-то Степаныч привез девку прямо
    на свой воеводский двор и запер ее там, а когда пригнала воеводша домой,
    выгнал воеводшу-то. Осатанел старик вконец.
    Застонал Белоус от этой весточки, грянулся на землю и плакался, как
    ребенок малый.
    - Охоня, што ты меня не подождала? - выкрикивал Белоус и грозил
    кулаком в сторону Усторожья. - Эх, Охоня, Охоня!.. А с воеводой я еще
    переведаюсь. Будет помнить Белоуса... Да и Прокопьевским монастырем
    тряхнем!.. Эх, Охонюшка!
    Слушал Брехун эти причитанья и радовался: связала бы девка Белоуса по
    рукам и ногам, как лесной хмель, а теперь беломестный казак - вольная
    птица. Пронесло тучу мороком... Не пропадать казачьей голове из-за девичьей
    красы, а утихнет казачье сердце, и казачья буйная голова пригодится. А кто
    свел воеводу с Охоней? Кто научил глупую девку, как уйти из обители,
    нарядившись монахом? Эх, куда бы им, если б не подвернулся слепец Брехун...
    Сказал бы спасибо ему Белоус, когда бы догадался, кто просватал отецкую
    дочь Охоню. Ну, семь бед - один ответ, а беломестный казак Белоус цел
    останется.
    Последним узнал о всем случившемся игумен Моисей и возревновал, яко
    скимен. Досталось больше всех келарю Пафнутию, которому в послушание
    пришлось звонить на колокольне, где недавно звонил усторожский воевода. Не
    успел утишиться игумен, как приехала из Усторожья воеводша Дарья Никитична
    и горько плакалась на свою злую беду.
    - Видеть меня не хочет Полуект Степаныч... Со свету сживает: обошла
    его вконец девка-поганка. Как чирей, теперь сидит и пухнет в моем дому...
    Ох, горюшко, игумен, а одна надежда на тебя, как ты изволишь мне быть.
    - Прокляну я воеводу - вот тебе и весь мой сказ.
    - Да ведь не своею волей грешит-то мой Полуект Степаныч, а напущено на
    него проклятым дьячком. Сам мне каялся, когда я везла его к тебе в
    монастырь. Я-то в обители пока поживу, у матушки Досифеи, может, и отмолю
    моего сердечного друга. Связал его сатана по рукам и ногам.