Среда
18.12.2024
11:18
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Мини-рекламный-чат
Друзья сайта
  • Информационный портал "Регион59" Березники
  • Домашняя гостиница "Регион 59 Березники"
  • Частная юридическая практика.
  • Автокомплекс "АРКАДА"
  • "Импульс"
  • Статистика

    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    GOLD KLAD

    Полезная литература

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Охонины брови
    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Охонины брови

     

    Повесть


    -----------------------------------------------------------------------
    Мамин-Сибиряк Д.Н. Повести; Рассказы, Очерки.
    М.: Моск. рабочий, 1983.
    OCR & SpellCheck: Zmiy ( zmiy@inbox.ru), 24 июля 2003 года
    -----------------------------------------------------------------------


    Часть первая


    I


    В нижней клети усторожской судной избы сидели вместе башкир-переметчик
    Аблай, слепец Брехун, беломестный казак Тимошка Белоус и дьячок из Служней
    слободы Прокопьевского монастыря Арефа. Попали они вместе благодаря
    большому судному делу, которое вершилось сейчас в Усторожье воеводой
    Полуектом Степанычем Чушкиным. А дело было не маленькое. Бунтовали
    крестьяне громадной монастырской вотчины. Узники прикованы были на один
    железный прут. Так их водили и на допрос к воеводе.
    - Имею большую причину от игумена Моисея, - жаловался дьячок Арефа
    товарищам по несчастью. - Нещадно он бил меня шелепами*... А еще измором
    морил на всякой своей монастырской работе. Яко лев рыкающий, забрался в
    нашу святую обитель... Новшества везде завел, с огнепальною яростию работы
    египетские вменил... Лютует над своею монастырскою братией и над
    крестьянами.
    ______________
    * Шелепы - мешки с песком. (Прим. Д.Н.Мамина-Сибиряка.)

    - И долютовал, - отвечал слепец Брехун. - Как крестьяне подступили к
    монастырю, игумен спрятался у себя в келье... Не поглянулось, как с вилами
    да с дрекольем наступали, а быть бы бычку на веревочке.
    - Жив смерти боится, - угнетенно соглашался Арефа и тяжко вздыхал.
    - А тебя-то он за што изживал?
    - Немощь у меня, Брехун.
    - Насчет Дивьей обители, што ли? - ядовито спрашивал Брехун. - Может,
    дьячиха нажалилась отцу игумену...
    - Тоже и сказал человек! Статочное ли это дело про Дивью обитель такие
    словеса изрыгать?
    Слепец Брехун любил подтрунить над дьячком: надо же было как-нибудь
    коротать долгое тюремное время.
    - Немощь у меня к зелену вину, - объяснял дьячок, - а соблазн везде...
    Своя монастырская братия стомаха ради и частых недуг вкушает, а потом поп
    Мирон в Служней слободе, казаки из слобод, воинские люди... Ох, великое
    искушение, ежели человек слабеет!.. Ну, игумен Моисей и истязал меня
    многажды...
    - И шелепами, и плетями, и батожьем?
    - Всячески... Он и на попов не очень-то глядит, чуть што, сейчас
    отправит на конюшенный двор, а там разговоры короткие. Раньше игумен Моисей
    в Тобольске происходил служение, белым попом был. Ну, а разъярится, так
    необыкновенную скорость на руку оказывал... Так и попадью свою уходил: за
    обедом костью говяжьей ее зашиб, как сказывают. Вот после этого он и принял
    на себя иноческий чин... На великой реке Оби остяков крестил, монастырь
    поставил, а потом к нам попал, да под духовные штаты и угодил. Вотчина
    монастырская огромадная: близко ста тыщ десятин земли, на них девять
    деревень, да четыре поселка, да шесть заимок, а еще лесу не считано, да
    хмелевые угодья, да три рыбных озера, да двои рыбные пески в низовье
    Яровой... Свои четыре мельницы было, кожевня, свешная, а в городах везде
    подворья. Одного сена ставили больше двунадесять тыщ копен... Монастырских
    крестьян близко трех тыщ податных душ состояло и одного оброка тыщу рублей
    каждогодно приносили. Процветал наш Прокопьевский монастырь, кабы не новые
    духовные штаты: все ограничили сразу - и землю, и крестьян, и всякое прочее
    угодье. Вот игумен-то Моисей и лютует... Приехал он на большое, а вышло
    маленькое. А монастырь ограничили, чети* не оставили, а тут еще перед
    самыми штатами дубинщина ваша. Меня же прицепили к ней неповинно.
    ______________
    * Четь - четверть. (Прим. Д.Н.Мамина-Сибиряка.)

    - Сказывай! - недоверчиво ворчал Брехун. - Вы больно умны с
    игуменом-то, а другие одурели для вас. Какой крестьянин без земли, а земля
    божья... Государский указ монахи скрыли. Кабы не воевода Полуехт Степаныч,
    так тряхнули бы вашим монастырем. Погоди, еще тряхнут.
    - Нечем трясти-то, коли все отняли.
    - Щука умерла, а зубы остались.
    Худенькое и сморщенное лицо Арефы с козлиною бородкой во время
    разговора все подергивалось, точно сейчас под кожей у него были натянуты
    нитки. Сгорбленный и худой, он казался старше своих лет, но это только
    казалось, а в действительности это был очень сильный мужчина, поднимавший
    одною рукой семь пудов. Синий подрясник из домашней крашенины придавал ему
    вид отшельника. Желтые волосы были заплетены в две жиденьких косички,
    постоянно вылезавших из-под высокого стоячего воротника подрясника. Слепец
    Брехун, потерявший глаза еще во время второго башкирского бунта, когда по
    Зауралью проходили воровские башкирские шайки под предводительством Пепени,
    Майдары и Тулкучуры, являлся полною противоположностью "мухортого" дьячка.
    Это был плотный, совсем лысый старик с неподвижным лицом, как у всех
    слепцов. Он был в одной холщовой рубахе и таких же портах. Дьячок Арефа и
    слепец Брехун вели между собой долгие разговоры, причем первый рассказывал
    больше про свой монастырь, а Брехун вспоминал свои скитанья по Зауралью и
    Оренбургской степи.
    - Бывал я и в степе, - задумчиво говорил дьячок. - С благословения
    прежнего игумена Поликарпа ездил на рыбные ловли и по степную соль на озеро
    Ургач. А все домой тянет: не могу без Служней слободы жить.
    - Как цепная собака без своей конуры?
    - Тянет меня и сейчас: хоть бы одним глазком поглядел, што делается
    там... Одной-то дьячихе моей трудненько управляться. Тоже и пашенка есть, и
    скотинка, и огород, - по женскому делу весьма трудно за всем углядеть. Одна
    надежа на нашего заступника Прокопия, иже о Христе юродивого: все за ним
    сидим, как тараканы за печью. Орда-то прежде частенько-таки набегала на
    монастырскую вотчину, - домишки сожгут, а людей поколют или в полон
    возьмут. Не можно было ущититься, а спасал все он же, преподобный Прокопий.
    Великая сила ему дана на всю сибирскую сторону. Восьмого иулия монастырь
    празднует, и торжок бывает в нашей слободе, так и называется -
    прокопьевский торжок.
    - Прокопьев-то день по всей Сибири прошел, - объяснял Брехун, -
    крестьяны по всем местам его весьма уважают.
    В этих беседах не принимали участия только башкир Аблай и казак
    Белоус. Первый, правда, по вечерам затягивал свои унылые башкирские песни
    про старшину Сеита или Алдар-бая. Это пение походило на протяжный волчий
    вой и нагоняло на всех страшную тоску. Подземелье, где сидели узники,
    выходило на божий свет всего одним оконцем, обрешеченным железом. Слабая
    полоса света не освещала и четвертой части подземелья. Особенно трудно было
    ночью, когда узники укладывались вповалку на земляной пол и каждое движение
    во сне сопровождалось лязгом железа. Другим неудобством было то, что рядом
    с этим подземельем находилась воеводская "заплечная", где снимали показания
    с провинившихся. Работа начиналась с раннего утра, и слышно было, как
    хрустели кости на дыбе, а палачиный кнут резал живое человеческое тело.
    Мертвая тишина оглашалась отчаянными воплями, хрипением и визгами, как
    визжит железо под пилой.
    - Ох, горе душам нашим! - вздыхал Арефа, съеживался и шептал молитву.
    - Што, не глянется? - смеялся Брехун. - Это, видно, получше будет
    ваших монастырских шелепов... Воевода Полуехт Степаныч тешит свою душеньку,
    а катом* у него башкир Кильмяк - такая собака, што не приведи бог во сне
    увидать... С одного раза может убить человека, когда расстервенится. Кнутом
    наказали душ пятнадцать за дубинщину, а другим ноздри повырывали... И
    игумен вместе с ним: все, слышь, прибавки просит. Тоже с Баламутских
    заводов сам Гарусов наезжал: у него с Полуехтом-то Степанычем рука руку
    моет.
    ______________
    * Кат - палач. (Прим. Д.Н.Мамина-Сибиряка.)

    - Слышь, как резанул опять Кильмяк?.. Батюшки-светы, преподобный
    Прокопий! - молился вслух Арефа, прислушиваясь к заплечной работе. - Што же
    это будет такое? Душеньку вынули...
    Молчал один Белоус, хотя ему приходилось больше всех бояться кровавой
    работы Кильмяка. Это был важный преступник, попавшийся с поличным, и
    разлакомившийся кровавою расправою воевода приберегал его на закуску. Все
    остальные содержались по оговору или по подозрению, а дьячок Арефа
    представлен был самим грозным игуменом Моисеем, как зачинщик и
    подстрекатель крестьянского бунта. Белоуса уже два раза выводили на допрос,
    и два раза его приносили с допроса замертво и в таком виде приковывали к
    пруту. Он дней по пяти не мог подняться на ноги, и Арефа залечивал раны на
    спине его хлебным мякишем. Искусный был дьячок и слыл за колдуна.
    Узники содержались давно, а Белоус не сказал и десяти слов. Его
    молчание было нарушено только раз, именно утром, когда в оконце узникам
    подавали еду, то есть несколько ломтей ржаного хлеба с луком. В это утро,
    вместо усатой солдатской рожи, в оконце показалось румяное девичье лицо.
    - Здесь батя? - спрашивал девичий голос, перехваченный слезами.
    - Охонюшка, милая... да тебя ли я вижу, свет мой ясный! - откликнулся
    Арефа, подходя к оконцу. - Да как в город-то попала, родная?
    - Матушка прислала, батя... Горюет она по тебе, а тут поп Мирон
    наклался в город ехать, вот матушка и прислала меня проведать тебя. Слезьми
    вся изошла матушка-то...
    - Да как же ты, Охонюшка, в чужом-то месте не боишься?
    - А мы на монастырском подворье встали, батя... Ловко там. Монашек
    Гермоген там же... Он еще не монашек, а на послушанье.
    - Какой Гермоген, Охонюшка? Чего-то ровно такого не упомню в
    Прокопьевском... Разве пришлый какой?
    - Нет... Пономарь-то наш Герасим, помнишь? - он самый и будет. Сейчас
    после святой пошел в монастырь и теперь в служках, а потом постригется.
    - Ах, какой грех... то есть оно, конешно, божье дело, а жаль парня.
    Как же это так вышло-то, Охонюшка?.. Ну, его дело, ему и ближе знать. А поп
    Мирон што?
    - Ничего, батя... Пытал он Герасима-то уговаривать, тот не послушался.
    Надоело, говорит, в миру жить... А я к тебе, батя, каждое утро буду
    приходить. Матушка гостинцев прислала. "Отдай, говорит, бате", а сама без
    утыху плачет.
    Охоня присела к окошечку на корточки и тоже всплакнула, когда увидела
    исхудалое и пожелтевшее лицо старика отца. Это была среднего роста девушка
    с загорелым и румяным лицом. Туго заплетенная черная коса ползла по спине
    змеей. На скуластом лице Охони с приплюснутым носом и узкими темными
    глазами всего замечательнее были густые, черные, сросшиеся брови - союзные,
    как говорили в старину. Такие брови росли, по народному поверью, только у
    счастливых людей. Одета она была во все домашнее, как простая деревенская
    девка.
    - Это чья такая будет? - спрашивал Белоус, когда Охоню от оконца
    оттащила дюжая солдатская рука: шел на допрос сам воевода.
    - Моя, видно, - ответил Арефа не без гордости. - Дочерью прежде
    звали...
    - Что-то не похожа на тебя, - усомнился Белоус.
    - Говорят тебе, что моя! - сказал Арефа. - Не лошадь, тавра не
    положено.
    - То-то вот и есть, что дочь твоя, а тавро-то чужое...
    - Молчи, пес! Может, она поближе, чем своя, а как уж она мне
    приходится, и сам не разберу... Эх, вышло тут одно неудобь-сказуемое
    дельце. Еще при игумене Поликарпе вышло-то, когда он меня на неводьбу в
    орду посылал, на степные озера. Съездил я до трех раз и все благополучно:
    преподобный Прокопий проносил, а тут моя-то дьячиха и увяжись за мной.
    "Скушно мне без тебя, Арефа, поеду с тобой". - "Куда ты, глупая? В степе-то
    наедут кыргызы и заколют обоих". - "Ничего, говорит, когда, говорит, я у
    батюшки в Черном Яру в девках еще жила, так они, собаки, два раза наезжали,
    а я из ружья в них палила, в собак"... Дьячиха-то у меня орел-баба. Ну,
    собрались мы со своею худобой и поехали в степь. На озера приехали
    благополучно и целую неделю так-то и прожили, а тут ночью, под Ильин день,
    собаки-кыргызы и наехали... Мы вместе с дьячихой-то спали, - ну, один
    кыргыз меня копьем к земле приколол, а другой ухватил дьячиху и уволок. Не
    далась бы она живою, кабы не сонная, - мертвый у ней сон. Так ее,
    сердешную, в степь и увезли, а меня в монастырь предоставили колотого.
    Полгода я лежал так-то, - нога у меня насквозь копьем пройдена. Пришел
    после в свою избенку на Служней слободе и горько всплакал: не стало моей
    дьячихи. Однако помолился я преподобному Прокопию, а он и ущитил мою
    дьячиху от орды: через полгода выворотилась дьячиха-то из степи... Ушла
    одвуконь ночным делом, когда орда спала. Ну, а только выворотилась она
    такая...
    - Какая?
    - Да уж такая... Отяжелела в орде моя дьячиха, вот какая... Ну, а
    потом разродилась вот этою самою Охоней. Других детей у нас нет, вот нам и
    вышла радость на старости лет. За свою растим... Бог дал Охоню.
    Белоус ничего не сказал, а только съежил богатырские плечи. Красивый
    был казак, кудрявый, глаза серые, бойкие, а руки железные. День и ночь он
    думал об одном, а Охоня нарушила его вольные казацкие мысли.


    II